Звуковая инсталляция «Мелодия» в парке
Где: Выкса, Парк «Лебединый рай»
Когда: 23 июня - 2 июля 2023
«Мелодия» в парке. «Волны памяти» — 12-ти часовая звуковая инсталляция старейшей фирмы грамзаписи «Мелодия».
Куратор Денис Бояринов и саунд-артист Олег Макаров собрали фрагменты раритетных записей — лекций, поэзии, прозы и классической музыки. Они затягивают слушателей в ностальгический лабиринт из воспоминаний и впечатлений: как пережитых в реальности, так и «фантомных», ассоциирующихся с эпохой 1970-1980-х.
Прогуливаясь по аллеям «Лебединого рая», можно будет услышать медитативный трек «Аутогенная тренировка. Мелодии спокойного сна» с мелодиями Чайковского, Бетховена и Шуберта или «Приключения Буратино» Алексей Толстого, «Голоса животных московских зоопарков» или «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Денис Бояринов о проекте:
«Волны Памяти» — проект хонтологический. Взявшись за звуковую инсталляцию для фестиваля, мы с саундартистом Олегом Макаровым решили эмулировать эфир призрачной радиостанции, которая вдруг захватывает систему громкоговорителей в городском парке. Непредсказуемый поток этого призрачного радио выносит на случайного слушателя загадочные аудиоартефакты из архивов фирмы «Мелодия»: фрагменты выступлений исторических персонажей, прозы и поэзии, классической и народной музыки, лекций, спектаклей и детских постановок и т.п. — и все это, причем не только на уровне месседжа, но и на уровне звука — тембров голосов, лексики, интонаций и самого течения утраченной русской речи — должно пробуждать в головах слушателях неожиданные флешбеки и ассоциации. Причем, не только приятно ностальгические, думаю, что и тревожно невралгические тоже.
Технически «Волны Памяти» представляет собой 11-часовой плейлист-коллаж, составленный из небольших фрагментов ценных записей, подобранных мною в бездонных кладовых фирмы «Мелодия». Они специально обработаны так, чтобы усилить психоделический эффект от их восприятия, и проигрываются в случайном порядке. Джингл, который размечает границы фрагментов и, соответственно, чаще всего звучит на «Волнах Памяти», напоминает старые позывные радио «Маяк»: он записан Олегом Макаровым с использованием настоящих вибрафона и терменвокса — и сам по себе работает как мощный триггер ассоциаций.
Звучащие в «Волнах Памяти» аудиозаписи можно разделить на три типа. Первый — аудиодокументы, имеющие историческую значимость: выступление Юрия Гагарина после полета в космос; Анна Ахматова и Николай Заболоцкий, читающие свои стихи; интервью Дмитрия Шостаковича американскому журналисту; фрагмент репетиции дирижера Игоря Маркевича; лекция основателя советской киношколы Сергея Герасимова о том, какое бывает кино. Второе — шедевры советской школы аудиоспектакля: легендарные актеры вроде Фаины Раневской, Марии Бабановой и Зиновия Гердта читают великие литературные произведения. Среди них есть не только знаменитые записи, но и недооцененные: например, сделанный уже под закат СССР пересказ историй Ветхого завета для детей, озвученная Иннокентием Смоктуновским — из них я выбрал несколько, которые, как мне кажется, больше всего резонируют с сегодняшним днем. Третий тип — это вещи обскурные, странные, этакие «пасхальные яйца» в корзине. Например, фрагмент лекции советского искусствоведа, академика Андрея Лебедева о том, что такое абстракционизм и как он вреден для народа. Это очень бойкое выступление, сама лексика и риторика, которого созвучна некоторым современным консервативными телеграм-каналам. Или же эпизоды из серии «Музыкальный журнал для школьников» — это были научно-просветительские передачи (как сейчас бы сказали, подкасты) для детей о классической музыке, но естественно не без пропагандистского подтекста: в рассказе «15 минут», прочитанном актером Вячеславом Шалевичем, развивается совершенно сорокинский сюжет о том, как Феликс Дзержинский с соратниками-чекистами входит в заколдованное состояние от сонат Фредерика Шопена. В свете недавних событий в России я вспомнил, что ненароком включил в «Волны Памяти» и фрагмент из «Лебединого озера» Петра Чайковского: эта трагическая музыка использована в культовой пластинке «Аутогенная тренировка. Мелодии спокойного сна», выпущеной по заказу ялтинского санатория имени Куйбышева в 1974 году, и она тоже прозвучит в городском парке Выксы, между прочим, называющемся «Лебединый рай».
Словом, в какую картинку сложится звуковой пазл «Волн Памяти» в голове слушателя, зависит только от него самого и его психического состояния.
("Звуки с выставки", Сергей Гуськов)
Интервью лаборатории «Выкса в эфире» (куратор - Ксения Ламшина)
(полный выпуск - здесь)
Звуковая инсталляция «Мелодия» в парке
Где: Выкса, Парк «Лебединый рай»
Когда: 23 июня - 2 июля 2023
«Мелодия» в парке. «Волны памяти» — 12-ти часовая звуковая инсталляция старейшей фирмы грамзаписи «Мелодия».
Куратор Денис Бояринов и саунд-артист Олег Макаров собрали фрагменты раритетных записей — лекций, поэзии, прозы и классической музыки. Они затягивают слушателей в ностальгический лабиринт из воспоминаний и впечатлений: как пережитых в реальности, так и «фантомных», ассоциирующихся с эпохой 1970-1980-х.
Прогуливаясь по аллеям «Лебединого рая», можно будет услышать медитативный трек «Аутогенная тренировка. Мелодии спокойного сна» с мелодиями Чайковского, Бетховена и Шуберта или «Приключения Буратино» Алексей Толстого, «Голоса животных московских зоопарков» или «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Денис Бояринов о проекте:
«Волны Памяти» — проект хонтологический. Взявшись за звуковую инсталляцию для фестиваля, мы с саундартистом Олегом Макаровым решили эмулировать эфир призрачной радиостанции, которая вдруг захватывает систему громкоговорителей в городском парке. Непредсказуемый поток этого призрачного радио выносит на случайного слушателя загадочные аудиоартефакты из архивов фирмы «Мелодия»: фрагменты выступлений исторических персонажей, прозы и поэзии, классической и народной музыки, лекций, спектаклей и детских постановок и т.п. — и все это, причем не только на уровне месседжа, но и на уровне звука — тембров голосов, лексики, интонаций и самого течения утраченной русской речи — должно пробуждать в головах слушателях неожиданные флешбеки и ассоциации. Причем, не только приятно ностальгические, думаю, что и тревожно невралгические тоже.
Технически «Волны Памяти» представляет собой 11-часовой плейлист-коллаж, составленный из небольших фрагментов ценных записей, подобранных мною в бездонных кладовых фирмы «Мелодия». Они специально обработаны так, чтобы усилить психоделический эффект от их восприятия, и проигрываются в случайном порядке. Джингл, который размечает границы фрагментов и, соответственно, чаще всего звучит на «Волнах Памяти», напоминает старые позывные радио «Маяк»: он записан Олегом Макаровым с использованием настоящих вибрафона и терменвокса — и сам по себе работает как мощный триггер ассоциаций.
Звучащие в «Волнах Памяти» аудиозаписи можно разделить на три типа. Первый — аудиодокументы, имеющие историческую значимость: выступление Юрия Гагарина после полета в космос; Анна Ахматова и Николай Заболоцкий, читающие свои стихи; интервью Дмитрия Шостаковича американскому журналисту; фрагмент репетиции дирижера Игоря Маркевича; лекция основателя советской киношколы Сергея Герасимова о том, какое бывает кино. Второе — шедевры советской школы аудиоспектакля: легендарные актеры вроде Фаины Раневской, Марии Бабановой и Зиновия Гердта читают великие литературные произведения. Среди них есть не только знаменитые записи, но и недооцененные: например, сделанный уже под закат СССР пересказ историй Ветхого завета для детей, озвученная Иннокентием Смоктуновским — из них я выбрал несколько, которые, как мне кажется, больше всего резонируют с сегодняшним днем. Третий тип — это вещи обскурные, странные, этакие «пасхальные яйца» в корзине. Например, фрагмент лекции советского искусствоведа, академика Андрея Лебедева о том, что такое абстракционизм и как он вреден для народа. Это очень бойкое выступление, сама лексика и риторика, которого созвучна некоторым современным консервативными телеграм-каналам. Или же эпизоды из серии «Музыкальный журнал для школьников» — это были научно-просветительские передачи (как сейчас бы сказали, подкасты) для детей о классической музыке, но естественно не без пропагандистского подтекста: в рассказе «15 минут», прочитанном актером Вячеславом Шалевичем, развивается совершенно сорокинский сюжет о том, как Феликс Дзержинский с соратниками-чекистами входит в заколдованное состояние от сонат Фредерика Шопена. В свете недавних событий в России я вспомнил, что ненароком включил в «Волны Памяти» и фрагмент из «Лебединого озера» Петра Чайковского: эта трагическая музыка использована в культовой пластинке «Аутогенная тренировка. Мелодии спокойного сна», выпущеной по заказу ялтинского санатория имени Куйбышева в 1974 году, и она тоже прозвучит в городском парке Выксы, между прочим, называющемся «Лебединый рай».
Словом, в какую картинку сложится звуковой пазл «Волн Памяти» в голове слушателя, зависит только от него самого и его психического состояния.
("Звуки с выставки", Сергей Гуськов)
Интервью лаборатории «Выкса в эфире» (куратор - Ксения Ламшина)
(полный выпуск - здесь)