DEL’ARTE Magazine, 5 февраля 2023
Ольга Проходцева
Саунд-арт: как экспонировать звук
На арт-сцене сегодня представлено много событий и проектов, посвящённых саунд-арту — виду современного искусства, созидательным материалом которого является звук. Как с этим материалом работают саунд-художники, и как экспонируют звуковые инсталляции в современных галереях, для DEL’ARTE Magazine разбиралась технологический обозреватель Ольга Проходцева.
«Высокотехнологическое звуковое искусство — это обширная область творчества, материалом которого является звук как акустический феномен. Данная область включает в себя различные направления, такие как электроакустическая музыка, электронная музыка, саунд-дизайн, саунд-арт и другие», — определение, которое предложил исследователь Дмитрий Соколовский на конференции «Электроакустическая композиция: теория, история, практика», организованной Центром электроакустической музыки Московской консерватории в ноябре 2022 года.
В междисциплинарной области искусства на стыке технологий и музыки саунд-арт является лишь частью, позволяющей активно экспериментировать и получать абсолютно непредсказуемый опыт слушания и слышания. Композитор и автор пространственных пьес Владимир Горлинский объясняет опыт взаимодействия с музыкальным произведением состоянием «метаперехода»: «Когда зритель (слушатель) находится внутри пространства пьесы (музыкального произведения) уже нет разделения на “вот я сижу в зале или дома и слушаю, а исполнитель где-то там на сцене”, в данном случае вместе с пространственным движением звука с ним уже случился “метапереход”, и если мы режиссируем этот момент, то мы можем дать почувствовать то, что происходит с пространством, изменяемым звуком, во всей остроте».
Звук в руках саунд-художников является материалом, при помощи которого они строят различные формы в виде инсталляций, скульптур, перформансов, добавляя в них различный технологический инструментарий, видеофайлы, акустические приёмы, погружая слушателя внутрь партитурных и импровизационных композиций. Поиски формы в этом направлении, так же как и в любом другом виде современного искусства, бесконечны: арт-объекты приобретают самые непредсказуемые образы, а технологии позволяют делать их или статичными, или изменяющимися во времени.
Архив сенсорной культуры
Галерея «ГРАУНД Солянка» много внимания уделяет саунд-арту и часто представляет связанные с этим направлением проекты. Одним из самых ярких последних событий можно назвать выставку композиторов и медиахудожников «Лебедь сдох» – совместный проект с Центром электроакустической музыки (ЦЭАМ) при поддержке Союза композиторов России. Странное название копирует наименование произведения композитора Антона Светличного, в котором он практически деконструирует композицию П.И. Чайковского.
В экспозиции, размещённой на трёх этажах галереи, кураторы представили работы профессиональных композиторов, чьё творчество находится на стыке различных мультимедийных процессов. Эксперименты со звуком и партитурами, интеграции звуковых волн с видеоартом: всё это сопровождалось технологическими решениями и специализированным программным обеспечением.
Сотрудники галереи понимают природу арт-объектов, с которыми они имеют дело — их сложность и эфемерность, — и часто сталкиваются с вопросом сохранения и архивирования этого вида искусства. Ещё в 2020 году в «ГРАУНД Солянке» появился проект «Архив Сенсорной Культуры» (АСК) и «самая маленькая галерея в мире», который представляет собой аудиокапсулу — прямоугольную нишу с восемью динамиками и небольшим экраном для экспликации прослушиваемых произведений. В аудиокапсуле представлен наиболее простой формат для взаимодействия с объектами звукового творчества: более ничего и не требуется, кроме отведённого времени, на метапереход в пространство аудиоэкспонатов. Здесь можно услышать импровизационный концерт Андрея Монастырского с участием Сергея Ромашко, уникальные записи Германа Виноградова, историю создания оркестра без дирижёра — «Персимфанса», кабаре-нуар Людмилы Петрушевской, стихи художника Андрея Кузькина, «Сказки со смыслом и без» Кати Бочавар и Алексея Коханова и другие произведения из коллекции.
Продюсер проекта и один из создателей концепции музея Марта Руказенкова объясняет: «Нам важно не просто сохранить звук, а сохранить звуковые и медиа инсталляции во всей их многогранности. Мы сохраняем точную инструкцию художника, как нужно инсталлировать его работу и, самое главное — какой эффект должен ощутить зритель, записанные ощущения посетителей, услышавших произведения. АСК – классический музей с неклассическим подходом, мы сохраняем ощущения, чтобы в будущем иметь возможность воспроизвести ту или иную работу даже с помощью других технических средств и в другом пространстве, сохранив при этом смыслы, которые вложил автор».
Программный директор АСКа композитор и саунд-художник Олег Макаров представил на выставку «Лебедь сдох» арт-объект «Релефоны» как часть документальной оперы «Аскет» (спектакль можно посмотреть на сцене в Музее Москвы). Электромеханические музыкальные инструменты, созданные Олегом в соавторстве с композитором Николаем Поповым, представляют собой сочетание электромагнитных реле, коммутаторов и других промышленных функциональных устройств, их необычное перкуссионное звучание авторы объединили в специальную партию оперы.
Инсталляцию Олега Макарова «Смотреть из центра» можно было заметить на выставке «Котёл алхимика: Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I» в ГМИИ им А.С. Пушкина. Многоканальная звуковая инсталляция располагалась в одном зале с картиной Михаила Матюшина «Сон», воссоздавая атмосферу мастерской автора и напоминая о его сфере интересов при помощи звуковой композиции, сопровождаемой чтением правил затылочного объёмного зрения, которому художник-авангардист обучал своих студентов в начале XX века. Посетителям выставки, оказавшимся внутри комнаты, предлагалось одновременно слушать и смотреть: «смотреть из центра тела, смотреть всей поверхностью сетчатки глаз и каждым миллиметром кожи».
Разжиженный дом и программируемое искусство
Не менее интересный проект SoundArtist.ru или SA )) — сообщество независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств, — в 2022 году обрёл постоянную экспозиционную площадку SA ))_gallery в стенах галереи «Краснохолмская». Там в одном из помещений разместилась кубическая октофоническая (8-канальная) аудиосистема, при помощи которой участники сообщества представили свой первый выставочный проект «Разжиженный дом».
Куратор проекта Виталина Стрекалова называет выставку трёхмерным психоакустическим наблюдением за материальными свойствами звука, т.к. художникам было предложено создать произведения на произвольную тему, руководствуясь пространственными свойствами аудиосистемы, созданной в кубе. Так появилось двенадцать аудиоработ, в числе которых «Электронный этюд» композитора и научного сотрудника Центра электроакустической музыки Московской консерватории Эльдара Садыкова. В собственных этюдах медиахудожник обращается к одному из первых электронных сочинений 1953-1954 гг. немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена «Электронный этюд II» — к произведению, являющемуся образцом партитурной электронной композиции.
Эльдар Садыков экспериментирует с формами нотаций электронных композиций и в своих разработках создаёт необычные геометрические партитуры, где вместо привычных символов и текста — простейшие геометрические фигуры и линии. Такой способ транскрибирования позволяет более детально описать электронную музыку: «Нотация электронной музыки в сознании композиторов до сих пор является чем-то крайне трудоёмким и необязательным, но я убежден, что с нынешней производительностью компьютеров этот процесс можно сильно упростить, а также добавить уникальные возможности, такие как, например, анимация и интерактивность. Поэтому я решил создать свои собственные этюды для демонстрации этих возможностей».
Арт-объект «Электронные этюды» помимо звукового исполнения в рамках аудиосистемы «Разжиженного дома» также был представлен на выставке в «ГРАУНД Солянке». Графику этюдов можно было увидеть на трёх экранах в виде инсталляции и даже попробовать управлять воспроизведением интерактивного арт-объекта. Такое представление звукового объекта подчёркивает его многогранность и принадлежность к технологическому искусству по многим характеристикам: произведение легко трансформируется в своих демонстрационных возможностях, глубоко вовлекая слушателя-зрителя.
Всё новые возможности дают технологии и различное специализированное программное обеспечение. Например, популярна среди саунд-художников среда визуального программирования Maх с расширениями для работы с аудио (MSP) и видео (Jitter), в которой создано большинство многокомпонентных произведений, а также Pure Data, VCV Rack и другие инструменты. В Мах разработала свой многосоставной арт-объект для выставки «Разжиженный дом» Камила Юсупова (Kami Usu), её «Генерация» — результат случайных перемещений людей, снятых восемью уличными камерами, где видео преобразовано в то же количество композиций графического звука. На исследование элементов случайности художницу вдохновили работы французского композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, эксперименты с графическим звуком пионеров электронной музыки, а также концепции создания нотаций Вольфганга Амадея Моцарта при помощи «музыкальных костей», когда он и его соратники бросали кости, и выпавшие случайные комбинации определяли ход развития партитуры музыкального произведения.
Работы авторов в саунд-арте предлагают совершенно иной опыт знакомства с современным искусством. Звук — это то, что мы можем не только услышать, но и почувствовать, и даже потрогать, стать его частью, совершить «метапереход» вместе с нотами в пространстве инсталляции. Сценарий нашего опыта может определять партитура композитора или импровизация саунд-художника, а уровень понимания этого опыта слышания и слушания выявляется нашей наслышенностью и не только. Благодаря технологическому развитию этот опыт становится шире и безграничнее, делая арт-объекты многовариантыми, их авторов творцами и исследователями всё более новых форм технологического искусства, а нас уже и не слушателями, и не зрителями, а скорее сенсорными соавторами их произведений.
DEL’ARTE Magazine, 5 февраля 2023
Ольга Проходцева
Саунд-арт: как экспонировать звук
На арт-сцене сегодня представлено много событий и проектов, посвящённых саунд-арту — виду современного искусства, созидательным материалом которого является звук. Как с этим материалом работают саунд-художники, и как экспонируют звуковые инсталляции в современных галереях, для DEL’ARTE Magazine разбиралась технологический обозреватель Ольга Проходцева.
«Высокотехнологическое звуковое искусство — это обширная область творчества, материалом которого является звук как акустический феномен. Данная область включает в себя различные направления, такие как электроакустическая музыка, электронная музыка, саунд-дизайн, саунд-арт и другие», — определение, которое предложил исследователь Дмитрий Соколовский на конференции «Электроакустическая композиция: теория, история, практика», организованной Центром электроакустической музыки Московской консерватории в ноябре 2022 года.
В междисциплинарной области искусства на стыке технологий и музыки саунд-арт является лишь частью, позволяющей активно экспериментировать и получать абсолютно непредсказуемый опыт слушания и слышания. Композитор и автор пространственных пьес Владимир Горлинский объясняет опыт взаимодействия с музыкальным произведением состоянием «метаперехода»: «Когда зритель (слушатель) находится внутри пространства пьесы (музыкального произведения) уже нет разделения на “вот я сижу в зале или дома и слушаю, а исполнитель где-то там на сцене”, в данном случае вместе с пространственным движением звука с ним уже случился “метапереход”, и если мы режиссируем этот момент, то мы можем дать почувствовать то, что происходит с пространством, изменяемым звуком, во всей остроте».
Звук в руках саунд-художников является материалом, при помощи которого они строят различные формы в виде инсталляций, скульптур, перформансов, добавляя в них различный технологический инструментарий, видеофайлы, акустические приёмы, погружая слушателя внутрь партитурных и импровизационных композиций. Поиски формы в этом направлении, так же как и в любом другом виде современного искусства, бесконечны: арт-объекты приобретают самые непредсказуемые образы, а технологии позволяют делать их или статичными, или изменяющимися во времени.
Архив сенсорной культуры
Галерея «ГРАУНД Солянка» много внимания уделяет саунд-арту и часто представляет связанные с этим направлением проекты. Одним из самых ярких последних событий можно назвать выставку композиторов и медиахудожников «Лебедь сдох» – совместный проект с Центром электроакустической музыки (ЦЭАМ) при поддержке Союза композиторов России. Странное название копирует наименование произведения композитора Антона Светличного, в котором он практически деконструирует композицию П.И. Чайковского.
В экспозиции, размещённой на трёх этажах галереи, кураторы представили работы профессиональных композиторов, чьё творчество находится на стыке различных мультимедийных процессов. Эксперименты со звуком и партитурами, интеграции звуковых волн с видеоартом: всё это сопровождалось технологическими решениями и специализированным программным обеспечением.
Сотрудники галереи понимают природу арт-объектов, с которыми они имеют дело — их сложность и эфемерность, — и часто сталкиваются с вопросом сохранения и архивирования этого вида искусства. Ещё в 2020 году в «ГРАУНД Солянке» появился проект «Архив Сенсорной Культуры» (АСК) и «самая маленькая галерея в мире», который представляет собой аудиокапсулу — прямоугольную нишу с восемью динамиками и небольшим экраном для экспликации прослушиваемых произведений. В аудиокапсуле представлен наиболее простой формат для взаимодействия с объектами звукового творчества: более ничего и не требуется, кроме отведённого времени, на метапереход в пространство аудиоэкспонатов. Здесь можно услышать импровизационный концерт Андрея Монастырского с участием Сергея Ромашко, уникальные записи Германа Виноградова, историю создания оркестра без дирижёра — «Персимфанса», кабаре-нуар Людмилы Петрушевской, стихи художника Андрея Кузькина, «Сказки со смыслом и без» Кати Бочавар и Алексея Коханова и другие произведения из коллекции.
Продюсер проекта и один из создателей концепции музея Марта Руказенкова объясняет: «Нам важно не просто сохранить звук, а сохранить звуковые и медиа инсталляции во всей их многогранности. Мы сохраняем точную инструкцию художника, как нужно инсталлировать его работу и, самое главное — какой эффект должен ощутить зритель, записанные ощущения посетителей, услышавших произведения. АСК – классический музей с неклассическим подходом, мы сохраняем ощущения, чтобы в будущем иметь возможность воспроизвести ту или иную работу даже с помощью других технических средств и в другом пространстве, сохранив при этом смыслы, которые вложил автор».
Программный директор АСКа композитор и саунд-художник Олег Макаров представил на выставку «Лебедь сдох» арт-объект «Релефоны» как часть документальной оперы «Аскет» (спектакль можно посмотреть на сцене в Музее Москвы). Электромеханические музыкальные инструменты, созданные Олегом в соавторстве с композитором Николаем Поповым, представляют собой сочетание электромагнитных реле, коммутаторов и других промышленных функциональных устройств, их необычное перкуссионное звучание авторы объединили в специальную партию оперы.
Инсталляцию Олега Макарова «Смотреть из центра» можно было заметить на выставке «Котёл алхимика: Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I» в ГМИИ им А.С. Пушкина. Многоканальная звуковая инсталляция располагалась в одном зале с картиной Михаила Матюшина «Сон», воссоздавая атмосферу мастерской автора и напоминая о его сфере интересов при помощи звуковой композиции, сопровождаемой чтением правил затылочного объёмного зрения, которому художник-авангардист обучал своих студентов в начале XX века. Посетителям выставки, оказавшимся внутри комнаты, предлагалось одновременно слушать и смотреть: «смотреть из центра тела, смотреть всей поверхностью сетчатки глаз и каждым миллиметром кожи».
Разжиженный дом и программируемое искусство
Не менее интересный проект SoundArtist.ru или SA )) — сообщество независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств, — в 2022 году обрёл постоянную экспозиционную площадку SA ))_gallery в стенах галереи «Краснохолмская». Там в одном из помещений разместилась кубическая октофоническая (8-канальная) аудиосистема, при помощи которой участники сообщества представили свой первый выставочный проект «Разжиженный дом».
Куратор проекта Виталина Стрекалова называет выставку трёхмерным психоакустическим наблюдением за материальными свойствами звука, т.к. художникам было предложено создать произведения на произвольную тему, руководствуясь пространственными свойствами аудиосистемы, созданной в кубе. Так появилось двенадцать аудиоработ, в числе которых «Электронный этюд» композитора и научного сотрудника Центра электроакустической музыки Московской консерватории Эльдара Садыкова. В собственных этюдах медиахудожник обращается к одному из первых электронных сочинений 1953-1954 гг. немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена «Электронный этюд II» — к произведению, являющемуся образцом партитурной электронной композиции.
Эльдар Садыков экспериментирует с формами нотаций электронных композиций и в своих разработках создаёт необычные геометрические партитуры, где вместо привычных символов и текста — простейшие геометрические фигуры и линии. Такой способ транскрибирования позволяет более детально описать электронную музыку: «Нотация электронной музыки в сознании композиторов до сих пор является чем-то крайне трудоёмким и необязательным, но я убежден, что с нынешней производительностью компьютеров этот процесс можно сильно упростить, а также добавить уникальные возможности, такие как, например, анимация и интерактивность. Поэтому я решил создать свои собственные этюды для демонстрации этих возможностей».
Арт-объект «Электронные этюды» помимо звукового исполнения в рамках аудиосистемы «Разжиженного дома» также был представлен на выставке в «ГРАУНД Солянке». Графику этюдов можно было увидеть на трёх экранах в виде инсталляции и даже попробовать управлять воспроизведением интерактивного арт-объекта. Такое представление звукового объекта подчёркивает его многогранность и принадлежность к технологическому искусству по многим характеристикам: произведение легко трансформируется в своих демонстрационных возможностях, глубоко вовлекая слушателя-зрителя.
Всё новые возможности дают технологии и различное специализированное программное обеспечение. Например, популярна среди саунд-художников среда визуального программирования Maх с расширениями для работы с аудио (MSP) и видео (Jitter), в которой создано большинство многокомпонентных произведений, а также Pure Data, VCV Rack и другие инструменты. В Мах разработала свой многосоставной арт-объект для выставки «Разжиженный дом» Камила Юсупова (Kami Usu), её «Генерация» — результат случайных перемещений людей, снятых восемью уличными камерами, где видео преобразовано в то же количество композиций графического звука. На исследование элементов случайности художницу вдохновили работы французского композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, эксперименты с графическим звуком пионеров электронной музыки, а также концепции создания нотаций Вольфганга Амадея Моцарта при помощи «музыкальных костей», когда он и его соратники бросали кости, и выпавшие случайные комбинации определяли ход развития партитуры музыкального произведения.
Работы авторов в саунд-арте предлагают совершенно иной опыт знакомства с современным искусством. Звук — это то, что мы можем не только услышать, но и почувствовать, и даже потрогать, стать его частью, совершить «метапереход» вместе с нотами в пространстве инсталляции. Сценарий нашего опыта может определять партитура композитора или импровизация саунд-художника, а уровень понимания этого опыта слышания и слушания выявляется нашей наслышенностью и не только. Благодаря технологическому развитию этот опыт становится шире и безграничнее, делая арт-объекты многовариантыми, их авторов творцами и исследователями всё более новых форм технологического искусства, а нас уже и не слушателями, и не зрителями, а скорее сенсорными соавторами их произведений.