Интервью «На Стороне»
Сторона, 2017 год
Интервью на Стороне
«Эксперимент в моём понимании — нечто настолько радикальное, что сворачивает тебе мозги».
В Москве открылся набор на образовательный курс, посвященный экспериментальному звуку и мультимедиа технологиям, созданный сообществом SoundArtist.ru. Нам стало интересно, чему же научат на этом курсе и что ждет студента, пришедшего к SoundArtist.ru. СТОРОНА пообщалась с резидентами сообщества и кураторами курса «Экспериментальный звук и мультимедиа технологии» Олегом Макаровым и Сергеем Касичем.
СТОРОНА: Как зародилось сообщество SoundArtist.ru? Кто входит в него? И какова концепция этого союза?
Сергей Касич и Oleg Makarov: С 1992 года при Московской консерватории существовала студия электронной музыки «Термен-центр». Это была одна из редких в России студий экспериментальной электронной музыки, в которой мог заниматься любой желающий. Через эту студию прошло множество поколений энтузиастов. Примерно с 2005 года начало складываться сообщество молодых экспериментаторов, которое стало основой концессии Love LiveElectronic. В 2011 году она реформировалась в сообщество SoundArtist.ru. Сообщество не имеет четких границ, минимально структурировано и почти не организовано. С одной стороны оно представлено как каталог российских звуковых художников, с другой — это группа независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств, которые много лет связаны одной эстетикой. Наша основная цель — создание и поддержание культуры в конкретной области искусства.
СТОРОНА: Вы запускаете образовательный курс, посвященный экспериментальному звуку и мультимедиа технологиям. Расскажите подробнее, с какими направлениями предстоит ознакомиться вашим студентам? Каким будет формат курсов: лекции, дискуссии, конференции, open-talk?
СК и ОМ: Мы выделили четыре основных направления, по которым смогут обучаться наши студенты: визуальное программирование, теория звука и текстовое программирование (теория через практику — один из наших основных методов), DIY-электроника, аналоговый и цифровой синтез. Надо отметить, что курс в основном практический. Мы ориентированы на передачу инструментальных навыков, таких, которые будут полезны для работы не только со звуком, но и с любыми медиа, связанными электрическими сигналами. Фактически, мы обучаем приемам современной магии, которые позволяют людям переводить любые данные в какие угодно другие данные.
СТОРОНА: Будут ли студенты изучать основы, скажем, музыкальной грамоты или же их ждет большее погружение в само происхождение, «физику» звука?
СК и ОМ: Скорее второе, чем первое. Музыкальной грамоте обучают гораздо лучше в профильных заведениях. В области, в которой работаем мы, подобных заведений нет.
СТОРОНА: Кто преподает на ваших курсах?
СК и ОМ: Резиденты сообщества, люди с многолетним опытом практической работы с этими инструментами.
СТОРОНА: На кого ориентирован этот курс? Скажем, кто он — студент или выпускник вашего курса?
СК и ОМ: Абсолютно разные люди. В студию приходят звукорежиссеры кино и поп-продакшна, которые хотят изучить звук глубже; электронные музыканты и академические композиторы, которым не хватает навыков программирования и работы с базовыми электронными компонентами; цифровые художники и дизайнеры, которые хотят открыть для себя звук как новую область; просто креативные люди из абсолютно разных областей, которым интересно узнать звук, понять, как он сейчас устроен, и научиться с ним работать максимально гибко и интегративно, даже менеджеры по продажам и врачи приходят к нам заниматься. Кроме профессиональных навыков мы даем возможность узнать окружающий мир с новой, необычной точки слышания.
СТОРОНА: В Москве есть еще школа Glinka, профилем которой является современная электронная музыка. Знаете ли вы о ней? Не будете ли вы существовать в конкурентном пространстве?
СК и ОМ: Мы не являемся dj-школой и не учим делать танцевальную электронную музыку.
Если совсем упростить. Придя в dj-школу, вы научитесь создавать свои танцевальные треки. Придя к нам — создавать собственные музыкальные и интегративные инструменты, в том числе синтезаторы (аналоговые, цифровые, программные), разнообразные нестандартные сэмплеры и т.д. Интегративные инструменты — это то, что позволяет звук превратить в свет, цвет, движение, слова. Или наоборот — что угодно превратить в звук. И это самое простое и скучное, что можно с этим всем делать.
СТОРОНА: Слушаете ли вы современную отечественную электронную музыку? Можете ли выделить кого-то?
ОМ: Конечно, слушаю, но не люблю, особенно публично, выделять какие-то имена или явления из современности. Тем более что понятие «электронная музыка» очень размыто, и к сожалению часто подразумевает под собой танцевальный и поп сегмент. На данный момент мне наиболее интересен стык академической композиции и электронного импрова. На мой взгляд, это одно из перспективнейших направлений.
СК: В принципе, сейчас вся музыка является электронной, если говорить о поп-музыке, иногда я действительно вынужден её слушать. А если говорить о современной инди-сцене, то мне больше интересны украинские проекты — группа Людьска Подоба и их сайд-проекты. Или то, что делает певица Катя Роговая. Относительно более популярных проектов мне нравится продакшн Ивана Дорна. На российской инди-сцене я не могу выделить для себя ничего интересного, но должен признаться, что я, к сожалению, не имел возможности глубоко ознакомиться с творчеством этих музыкантов. Я думал, почему так. Почему мне это не особо интересно? Пока вывод такой. Мне либо нравится действительно хорошая поп-музыка, либо максимально отмороженный эксперимент. Хорошая поп-музыка в моём понимании — это хорошая мелодия, качественный продакшн (или попытка его сделать), профессиональное исполнение и т.д. В последние годы квинтэссенция этого «поп» для меня — мюзиклы. Не местные, а зарубежные. Я их изучаю. Эксперимент в моём понимании — нечто настолько радикальное, что сворачивает тебе мозги. Оно всегда и во все времена будет немного за гранью того, что можно в данный момент назвать музыкой. Как когда-то было с шумом. Вот сейчас мне кажется, что такой радикальный эксперимент — это саунд-арт. Это как бы и не музыка, но искусство звука. Так вот инди-сцена для меня с одной стороны недостаточно попсовая, с другой — недостаточно радикальная. Хотя если говорить не про Россию, а просто про субкультурные жанры — очень многое мне нравится. Готика, дарквэйв, индастриал, итало-диско, техно и куча всего.
СТОРОНА: Что вы можете сказать о состоянии отечественной электронной сцены? Прогнозы, ожидания, реальность?
СК: На мой взгляд, есть разделение между ультра-популярными жанрами электронной музыки, которые за 20 лет стали частью массовой культуры, и узко субкультурными жанрами, которые либо законсервировались, либо появляются и исчезают. Первые — это, конечно же, EDM, drum-n-bass и прочее, что собирает стадионы. Вторые — всевозможная индитроника, в том числе witch house, vapor wave и тому подобное, то, что периодически входит в сферу интересов трендсеттеров. И в той, и в другой области в России есть свои звезды. И та, и другая область будут дальше развиваться, но в большинстве случаев люди, которые занимаются электронной музыкой, хотят жить за счет этой деятельности, поэтому они перетекают из менее коммерческой области в более коммерческую. Я думаю, так и будет продолжаться.
ОМ: Мне больше интересна некоммерческая музыка, концерты, на которые приходят 5-10 человек, там рождается всё то, из чего потом вырастают известные в узких кругах, модные, успешные и популярные проекты. И по моим наблюдениям, в последнее время таких мероприятий становится всё больше, как и людей, которых интересует поиск нового в звуке и музыке. Кому-то удаётся больше, кому-то меньше, кто-то находит свой стиль и уходит в коммерцию, кто-то начинает этим заниматься и через год бросает, кто-то хаотически меняет стили, жанры и инструменты, кто-то стабильно плохо играет на одном инструменте из концерта в концерт, но явно хочет что-то понять. Предсказывать будущее не берусь, но очень интересно услышать, что будет через несколько лет, если эта тенденция сохранится.
Интервью «На Стороне»
Сторона, 2017 год
Интервью на Стороне
«Эксперимент в моём понимании — нечто настолько радикальное, что сворачивает тебе мозги».
В Москве открылся набор на образовательный курс, посвященный экспериментальному звуку и мультимедиа технологиям, созданный сообществом SoundArtist.ru. Нам стало интересно, чему же научат на этом курсе и что ждет студента, пришедшего к SoundArtist.ru. СТОРОНА пообщалась с резидентами сообщества и кураторами курса «Экспериментальный звук и мультимедиа технологии» Олегом Макаровым и Сергеем Касичем.
СТОРОНА: Как зародилось сообщество SoundArtist.ru? Кто входит в него? И какова концепция этого союза?
Сергей Касич и Oleg Makarov: С 1992 года при Московской консерватории существовала студия электронной музыки «Термен-центр». Это была одна из редких в России студий экспериментальной электронной музыки, в которой мог заниматься любой желающий. Через эту студию прошло множество поколений энтузиастов. Примерно с 2005 года начало складываться сообщество молодых экспериментаторов, которое стало основой концессии Love LiveElectronic. В 2011 году она реформировалась в сообщество SoundArtist.ru. Сообщество не имеет четких границ, минимально структурировано и почти не организовано. С одной стороны оно представлено как каталог российских звуковых художников, с другой — это группа независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств, которые много лет связаны одной эстетикой. Наша основная цель — создание и поддержание культуры в конкретной области искусства.
СТОРОНА: Вы запускаете образовательный курс, посвященный экспериментальному звуку и мультимедиа технологиям. Расскажите подробнее, с какими направлениями предстоит ознакомиться вашим студентам? Каким будет формат курсов: лекции, дискуссии, конференции, open-talk?
СК и ОМ: Мы выделили четыре основных направления, по которым смогут обучаться наши студенты: визуальное программирование, теория звука и текстовое программирование (теория через практику — один из наших основных методов), DIY-электроника, аналоговый и цифровой синтез. Надо отметить, что курс в основном практический. Мы ориентированы на передачу инструментальных навыков, таких, которые будут полезны для работы не только со звуком, но и с любыми медиа, связанными электрическими сигналами. Фактически, мы обучаем приемам современной магии, которые позволяют людям переводить любые данные в какие угодно другие данные.
СТОРОНА: Будут ли студенты изучать основы, скажем, музыкальной грамоты или же их ждет большее погружение в само происхождение, «физику» звука?
СК и ОМ: Скорее второе, чем первое. Музыкальной грамоте обучают гораздо лучше в профильных заведениях. В области, в которой работаем мы, подобных заведений нет.
СТОРОНА: Кто преподает на ваших курсах?
СК и ОМ: Резиденты сообщества, люди с многолетним опытом практической работы с этими инструментами.
СТОРОНА: На кого ориентирован этот курс? Скажем, кто он — студент или выпускник вашего курса?
СК и ОМ: Абсолютно разные люди. В студию приходят звукорежиссеры кино и поп-продакшна, которые хотят изучить звук глубже; электронные музыканты и академические композиторы, которым не хватает навыков программирования и работы с базовыми электронными компонентами; цифровые художники и дизайнеры, которые хотят открыть для себя звук как новую область; просто креативные люди из абсолютно разных областей, которым интересно узнать звук, понять, как он сейчас устроен, и научиться с ним работать максимально гибко и интегративно, даже менеджеры по продажам и врачи приходят к нам заниматься. Кроме профессиональных навыков мы даем возможность узнать окружающий мир с новой, необычной точки слышания.
СТОРОНА: В Москве есть еще школа Glinka, профилем которой является современная электронная музыка. Знаете ли вы о ней? Не будете ли вы существовать в конкурентном пространстве?
СК и ОМ: Мы не являемся dj-школой и не учим делать танцевальную электронную музыку.
Если совсем упростить. Придя в dj-школу, вы научитесь создавать свои танцевальные треки. Придя к нам — создавать собственные музыкальные и интегративные инструменты, в том числе синтезаторы (аналоговые, цифровые, программные), разнообразные нестандартные сэмплеры и т.д. Интегративные инструменты — это то, что позволяет звук превратить в свет, цвет, движение, слова. Или наоборот — что угодно превратить в звук. И это самое простое и скучное, что можно с этим всем делать.
СТОРОНА: Слушаете ли вы современную отечественную электронную музыку? Можете ли выделить кого-то?
ОМ: Конечно, слушаю, но не люблю, особенно публично, выделять какие-то имена или явления из современности. Тем более что понятие «электронная музыка» очень размыто, и к сожалению часто подразумевает под собой танцевальный и поп сегмент. На данный момент мне наиболее интересен стык академической композиции и электронного импрова. На мой взгляд, это одно из перспективнейших направлений.
СК: В принципе, сейчас вся музыка является электронной, если говорить о поп-музыке, иногда я действительно вынужден её слушать. А если говорить о современной инди-сцене, то мне больше интересны украинские проекты — группа Людьска Подоба и их сайд-проекты. Или то, что делает певица Катя Роговая. Относительно более популярных проектов мне нравится продакшн Ивана Дорна. На российской инди-сцене я не могу выделить для себя ничего интересного, но должен признаться, что я, к сожалению, не имел возможности глубоко ознакомиться с творчеством этих музыкантов. Я думал, почему так. Почему мне это не особо интересно? Пока вывод такой. Мне либо нравится действительно хорошая поп-музыка, либо максимально отмороженный эксперимент. Хорошая поп-музыка в моём понимании — это хорошая мелодия, качественный продакшн (или попытка его сделать), профессиональное исполнение и т.д. В последние годы квинтэссенция этого «поп» для меня — мюзиклы. Не местные, а зарубежные. Я их изучаю. Эксперимент в моём понимании — нечто настолько радикальное, что сворачивает тебе мозги. Оно всегда и во все времена будет немного за гранью того, что можно в данный момент назвать музыкой. Как когда-то было с шумом. Вот сейчас мне кажется, что такой радикальный эксперимент — это саунд-арт. Это как бы и не музыка, но искусство звука. Так вот инди-сцена для меня с одной стороны недостаточно попсовая, с другой — недостаточно радикальная. Хотя если говорить не про Россию, а просто про субкультурные жанры — очень многое мне нравится. Готика, дарквэйв, индастриал, итало-диско, техно и куча всего.
СТОРОНА: Что вы можете сказать о состоянии отечественной электронной сцены? Прогнозы, ожидания, реальность?
СК: На мой взгляд, есть разделение между ультра-популярными жанрами электронной музыки, которые за 20 лет стали частью массовой культуры, и узко субкультурными жанрами, которые либо законсервировались, либо появляются и исчезают. Первые — это, конечно же, EDM, drum-n-bass и прочее, что собирает стадионы. Вторые — всевозможная индитроника, в том числе witch house, vapor wave и тому подобное, то, что периодически входит в сферу интересов трендсеттеров. И в той, и в другой области в России есть свои звезды. И та, и другая область будут дальше развиваться, но в большинстве случаев люди, которые занимаются электронной музыкой, хотят жить за счет этой деятельности, поэтому они перетекают из менее коммерческой области в более коммерческую. Я думаю, так и будет продолжаться.
ОМ: Мне больше интересна некоммерческая музыка, концерты, на которые приходят 5-10 человек, там рождается всё то, из чего потом вырастают известные в узких кругах, модные, успешные и популярные проекты. И по моим наблюдениям, в последнее время таких мероприятий становится всё больше, как и людей, которых интересует поиск нового в звуке и музыке. Кому-то удаётся больше, кому-то меньше, кто-то находит свой стиль и уходит в коммерцию, кто-то начинает этим заниматься и через год бросает, кто-то хаотически меняет стили, жанры и инструменты, кто-то стабильно плохо играет на одном инструменте из концерта в концерт, но явно хочет что-то понять. Предсказывать будущее не берусь, но очень интересно услышать, что будет через несколько лет, если эта тенденция сохранится.