«В отсутствие невидимого дирижера»
Где: Музей М. А. Булгакова «Нехорошая квартира»
Когда: с 11 ноября 2010
«Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера.»
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Композиционная звуковая инсталляция для 10 независимых стереосистем в пространстве музея М.А. Булгакова «Нехорошая квартира». В рамках проекта "Пятое измерение".
О проекте "Пятое измерение"
(информация с официального сайта Музея М.А.Булгакова):
4 мая 2010 года были подведены итоги конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Проект Музея М.А.Булгакова «Пятое измерение „нехорошей квартиры“ стал победителем в номинации „Социально-ориентированные проекты“. Благотворительный фонд В. Потанина, Министерство культуры Российской Федерации при организационно-экспертном участии Ассоциации менеджеров культуры (АМК) провели этот конкурс уже в седьмой раз. Музей М.А. Булгакова планирует представить посетителям совершенно новый образ литературного музея – динамичного, интерактивного, живого, а главное – открытого для всех, включая людей с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению. Благодаря полученной грантовой поддержке музей оборудован инновационной аудио системой, позволяющей наполнять пространство музея специально создаваемыми для „Нехорошей квартиры“ произведениями современных композиторов. Зазвучав, пространство булгаковского музея раскроется для тех, кому доступны только слух и осязание.
Координатор проекта: Александра Кихай
Руководитель проекта: Александра Селиванова
Электроакустическая пьеса-инсталляция в восьми частях, создана специально для пространства музея с использованием множества приемов, доступных современному композитору – традиционной музыки, коллажной техники, конкретной музыки, алгоритмической композиции с использованием авторских компьютерных программ, различных способов обработки звука и многих других. Вся мощь современного саунд-арта направлена на то, чтобы слуховое восприятие посетителей музея, в течение 20 минут преобладая над остальными органами чувств, провело их по комнатам, давая ощутить незримое присутствие булгаковских героев, бывших обитателей квартиры и еще черт знает кого…
«Тут литераторы подумали разно. Берлиоз: „Нет, иностранец!“, а Бездомный: „Вот черт его возьми! А?“»
«В трижды проклятой квартире N 50, несомненно, надо повторить, кто-то был. По временам эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки, иногда в квартире открывали окно, более того, из нее слышались звуки патефона. А между тем всякий раз, как в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось. <…> Да, квартира № 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было. <…>
<…> С Садовой сообщали, что проклятая квартира опять подала признаки жизни в ней. Было сказано, что в ней открывали окна изнутри, что доносились из нее звуки пианино и пения и что в окне видели сидящего на подоконнике и греющегося на солнце черного кота.»
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Фотографии: Сергей Втюрин
Пресса:
Для ищущих потустороннее и для тех, кто, к сожалению, не может посмотреть музей из-за проблем со зрением, был придуман проект "Пятое измерение "нехорошей квартиры". Благодаря ему люди с ограниченными возможностями смогут услышать то, что не в состоянии увидеть. Для этого во всех помещениях квартиры разметили стереосистемы.
Проект состоит из трех частей. Первая — это своеобразная звуковая инсталляция, которая охватывает все пространство музея. По сути своей это даже не музыкальное произведение, а набор звуков, записанных здесь же в квартире (скрип двери, печатающая машинка, расстроенное пианино) и наложенных на некую основу. Находясь в одной комнате, благодаря инсталляции кажется, что в другой движется некая невидимая и неведомая сила.
Вторая часть, которая будет представлена 20 ноября, — это архивная музыка 1900-1930-х годов, "наложенная" на экспозиции музея. Для каждой — свое музыкальное произведение. Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, была оцифрована сотня старых грампластинок с любимыми произведениями Булгакова и музыкой, упоминаемой в его произведениях.
Ну и третья часть — это аудиогид для слабовидящих людей, который, по словам куратора проекта Александры Селивановой, было записать очень непросто, так как экскурсия для незрячего человека очень отличается от обычной.
Конечно, люди со слабым зрением и раньше посещали "нехорошую квартиру", но теперь они смогут окунуться в "булгаковщину" гораздо глубже и по-настоящему прочувствуют атмосферу той эпохи и романов Булгакова.
Ксения Образцова, В "нехорошей квартире" открыли пятое измерение
Правда.ру, 12.11.2010
О том, как будет использоваться звуковая композиция в экскурсионной программе, рассказывает сотрудник Музея Булгакова Александра Селиванова:
– Мы поставили в музее десять беспроводных стереосистем, потому что здесь – памятник архитектуры. Была сложная задача, как не испортить интерьеры. И для нас это тоже очень интересный эксперимент: как ввести современное искусство в традиционный музей. Это конкретные звуки, шумы, собранные по современным канонам и соотносящиеся с саундартом. 12 ноября мы показываем проект Олега Макарова, который написал для нашего музея произведение "В отсутствии невидимого дирижера". "Невидимый дирижер" – это как раз большая цитата из "Мастера и Маргариты". Приходят группы посетителей, и начинается аудиопутешествие. Наши группы – это и зрячие, и незрячие. Мы сознательно делаем смешанные группы, чтобы люди не чувствовали себя изолированными. Они проходят по всей экспозиции. И это – единое произведение. Находясь в той или иной комнате, вы слышите какой-то свой фрагмент композиции, но параллельно слышно и то, что происходит во всей остальной квартире.
И вот для чего, по словам Александры Селивановой, понадобилось искать новые средства выразительности:
– Первая задача – выйти из тупика, связанного с экспозицией. Потому что посетители ожидают здесь совершенно удивительных впечатлений. Ведь Булгаков сам по себе удивительный писатель, и "нехорошая квартира", очевидно, тоже удивительное место. И попадая сюда, они менее всего ожидают увидеть традиционный литературно-мемориальный музей. А мы, получив государственный статус, постепенно приближаемся к такому варианту – с витринами, с этикетками. И хотим как-то избежать это участи. Поэтому нам нужен выход в другое измерение, которое описал Булгаков, говоря о "нехорошей квартире". И мы подумали, что это может быть звук, потому что он подталкивает фантазию человека, но ничего не навязывает. Кроме того, есть вторая задача, связанная с социальным аспектом. Инвалиды по зрению привлечены нашим музеем, потому что они очень читающие люди и, конечно же, Булгакова знают и любят.
Лиля Пальвелева, "Нехорошая квартира" в пятом измерении
Радио Свобода,12 ноября 2010
«В отсутствие невидимого дирижера»
Где: Музей М. А. Булгакова «Нехорошая квартира»
Когда: с 11 ноября 2010
«Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера.»
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Композиционная звуковая инсталляция для 10 независимых стереосистем в пространстве музея М.А. Булгакова «Нехорошая квартира». В рамках проекта "Пятое измерение".
О проекте "Пятое измерение"
(информация с официального сайта Музея М.А.Булгакова):
4 мая 2010 года были подведены итоги конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Проект Музея М.А.Булгакова «Пятое измерение „нехорошей квартиры“ стал победителем в номинации „Социально-ориентированные проекты“. Благотворительный фонд В. Потанина, Министерство культуры Российской Федерации при организационно-экспертном участии Ассоциации менеджеров культуры (АМК) провели этот конкурс уже в седьмой раз. Музей М.А. Булгакова планирует представить посетителям совершенно новый образ литературного музея – динамичного, интерактивного, живого, а главное – открытого для всех, включая людей с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению. Благодаря полученной грантовой поддержке музей оборудован инновационной аудио системой, позволяющей наполнять пространство музея специально создаваемыми для „Нехорошей квартиры“ произведениями современных композиторов. Зазвучав, пространство булгаковского музея раскроется для тех, кому доступны только слух и осязание.
Координатор проекта: Александра Кихай
Руководитель проекта: Александра Селиванова
Электроакустическая пьеса-инсталляция в восьми частях, создана специально для пространства музея с использованием множества приемов, доступных современному композитору – традиционной музыки, коллажной техники, конкретной музыки, алгоритмической композиции с использованием авторских компьютерных программ, различных способов обработки звука и многих других. Вся мощь современного саунд-арта направлена на то, чтобы слуховое восприятие посетителей музея, в течение 20 минут преобладая над остальными органами чувств, провело их по комнатам, давая ощутить незримое присутствие булгаковских героев, бывших обитателей квартиры и еще черт знает кого…
«Тут литераторы подумали разно. Берлиоз: „Нет, иностранец!“, а Бездомный: „Вот черт его возьми! А?“»
«В трижды проклятой квартире N 50, несомненно, надо повторить, кто-то был. По временам эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки, иногда в квартире открывали окно, более того, из нее слышались звуки патефона. А между тем всякий раз, как в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось. <…> Да, квартира № 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было. <…>
<…> С Садовой сообщали, что проклятая квартира опять подала признаки жизни в ней. Было сказано, что в ней открывали окна изнутри, что доносились из нее звуки пианино и пения и что в окне видели сидящего на подоконнике и греющегося на солнце черного кота.»
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Фотографии: Сергей Втюрин
Пресса:
Для ищущих потустороннее и для тех, кто, к сожалению, не может посмотреть музей из-за проблем со зрением, был придуман проект "Пятое измерение "нехорошей квартиры". Благодаря ему люди с ограниченными возможностями смогут услышать то, что не в состоянии увидеть. Для этого во всех помещениях квартиры разметили стереосистемы.
Проект состоит из трех частей. Первая — это своеобразная звуковая инсталляция, которая охватывает все пространство музея. По сути своей это даже не музыкальное произведение, а набор звуков, записанных здесь же в квартире (скрип двери, печатающая машинка, расстроенное пианино) и наложенных на некую основу. Находясь в одной комнате, благодаря инсталляции кажется, что в другой движется некая невидимая и неведомая сила.
Вторая часть, которая будет представлена 20 ноября, — это архивная музыка 1900-1930-х годов, "наложенная" на экспозиции музея. Для каждой — свое музыкальное произведение. Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, была оцифрована сотня старых грампластинок с любимыми произведениями Булгакова и музыкой, упоминаемой в его произведениях.
Ну и третья часть — это аудиогид для слабовидящих людей, который, по словам куратора проекта Александры Селивановой, было записать очень непросто, так как экскурсия для незрячего человека очень отличается от обычной.
Конечно, люди со слабым зрением и раньше посещали "нехорошую квартиру", но теперь они смогут окунуться в "булгаковщину" гораздо глубже и по-настоящему прочувствуют атмосферу той эпохи и романов Булгакова.
Ксения Образцова, В "нехорошей квартире" открыли пятое измерение
Правда.ру, 12.11.2010
О том, как будет использоваться звуковая композиция в экскурсионной программе, рассказывает сотрудник Музея Булгакова Александра Селиванова:
– Мы поставили в музее десять беспроводных стереосистем, потому что здесь – памятник архитектуры. Была сложная задача, как не испортить интерьеры. И для нас это тоже очень интересный эксперимент: как ввести современное искусство в традиционный музей. Это конкретные звуки, шумы, собранные по современным канонам и соотносящиеся с саундартом. 12 ноября мы показываем проект Олега Макарова, который написал для нашего музея произведение "В отсутствии невидимого дирижера". "Невидимый дирижер" – это как раз большая цитата из "Мастера и Маргариты". Приходят группы посетителей, и начинается аудиопутешествие. Наши группы – это и зрячие, и незрячие. Мы сознательно делаем смешанные группы, чтобы люди не чувствовали себя изолированными. Они проходят по всей экспозиции. И это – единое произведение. Находясь в той или иной комнате, вы слышите какой-то свой фрагмент композиции, но параллельно слышно и то, что происходит во всей остальной квартире.
И вот для чего, по словам Александры Селивановой, понадобилось искать новые средства выразительности:
– Первая задача – выйти из тупика, связанного с экспозицией. Потому что посетители ожидают здесь совершенно удивительных впечатлений. Ведь Булгаков сам по себе удивительный писатель, и "нехорошая квартира", очевидно, тоже удивительное место. И попадая сюда, они менее всего ожидают увидеть традиционный литературно-мемориальный музей. А мы, получив государственный статус, постепенно приближаемся к такому варианту – с витринами, с этикетками. И хотим как-то избежать это участи. Поэтому нам нужен выход в другое измерение, которое описал Булгаков, говоря о "нехорошей квартире". И мы подумали, что это может быть звук, потому что он подталкивает фантазию человека, но ничего не навязывает. Кроме того, есть вторая задача, связанная с социальным аспектом. Инвалиды по зрению привлечены нашим музеем, потому что они очень читающие люди и, конечно же, Булгакова знают и любят.
Лиля Пальвелева, "Нехорошая квартира" в пятом измерении
Радио Свобода,12 ноября 2010